Судебные приставы могут больше
Новые полномочия судебных приставов позволяют им в принудительном порядке регистрировать права собственности на имущество должника. Это станет возможным благодаря изменениям в российском исполнительном законодательстве, вступившими в силу 1 февраля 2008 года. Однако юристы считают, что судебные приставы и ранее имели достаточно полномочий, а новый закон не сделает их работу более эффективной.
О законодательных изменениях и о том, в какой степени они коснутся жителей Самарской области, рассказали представители Управления федеральной регистрационной службы по Самароской области. При этом выяснилось, что набившее всем оскомину утверждение, что приставы якобы будут беспрепятствено проникать в квартиры должников, оказалось преувеличенным.
Одно из основных нововведений — принудительная регистрация прав собственности на имущество должника. Эта мера может применяться в том случае, когда, например, злостный неплательщик имеет находящуюся в состоянии строительства недвижимость, права собственности на которую еще не зарегистрированы (например — объект долевого строительства). По словам заместителя руководителя Управления федеральной службы судебных приставов (ФССП) по Самарской области Ольги Крутовой, эта практика уже была применена по отношению к швейной фабрике Новокуйбышевска — недвижимое имущество было принудительно зарегистрировано и арестовано.
Кроме того, новый закон наделяет пристава правом приостановки исполнительного производства. По словам исполняющего обязанности начальника отдела организации дознания управления ФССП по Самарской области Николая Гурьянова, основными причинами такой приостановки могут служить болезнь должника либо необходимость организации его розыска. Николай Гурьянов также заявил, что передача ведомству полномочий по ведению следственных действий оправдана — с 1 февраля 2008 года в управление было передано 40 уголовных дел, возбужденных по статье «Злостное уклонение от уплаты алиментов». Одно из них уже передано в суд.
Комментируя новые полномочия по проникновению в закрытое изнутри помещение, Ольга Крутова отметила, что такие возможности предоставлены и в старой редакции закона, просто в новой эта процедура оговорена более четко. Чаще всего эти полномочия применяются при вселении (выселении) жильцов по решению суда.
Еще одним нововведением, по словам Николая Гурьянова, является порядок оценки реализуемого имущества. В соответствии с ним, при необходимости имущество может быть оценено независимой фирмой, имеющей лицензию на ведение оценочной деятельности (оценщик определяется при помощи тендера, проводимого управлением ФССП по Самарской области). Однако пристав имеет право не принять предоставленный отчет об оценке и инициировать повторную экспертизу.
Работники ФССП получили право запрещать неплательщикам выезд за рубеж в том случае, если имеется решение суда о принудительном взыскании долга. По словам Ольги Крутовой, процедура снятия этого запрета может занять от 10 до 30 дней.
Новый закон расширяет права не только приставов, но и должников. Теперь каждый может обжаловать действия служащего ФССП, обратившись к его начальству (старшему судебному приставу либо главному судебному приставу). Ольга Крутова считает, что руководство управления может самостоятельно оценить эффективность работы своих сотрудников. По ее словам, это позволит сэкономить время и несколько разгрузить суды. Право обжаловать действия приставов в судебном порядке гражданам оставляется.
Впрочем, юристы считают, что судебные приставы и раньше имели имели достаточно полномочий. «Сомневаюсь, что новый закон сделает работу судебных приставов более эффективной. У них нет экономической заинтересованности в скорейшем исполнении решений суда. Бывали случаи, когда должники продавали свое имущество третьим лицам в то время, когда бюрократический аппарат ФССП еще только разворачивался. Хотя, следует признать, новый закон сокращает сроки исполнения решений суда — есть надежда на то, что судебные приставы будут работать эффективнее», — резюмирует эксперт.
Константин Кобяков, специально для 63.ru